Образ героя в искусстве Черновцов
28.10.2019
Какой увлекательностью и полнокровием, каким обаянием проникнуты портреты людей, рождающие, как это и положено талантам, не зависть к ним, а радость за то, что они существуют в Черновцах и украшают собою жизнь. Какие страшные опасности разверзались рядом с ним . Какие силы и цельность духа послужили опорой этим людям! Словом, это было искусство портрета, прославлявшее красоту, духовную силу человеческой личности, и его жизнелюбивый реализм расцвечивает эти образы чувственной прелестью красок и форм, эмоциональной выразительностью живописной манеры - энергичной, пластичной у Нестерова и широкой, многоцветной у Кончаловского.
Право слово, в 30-е годы перед социальным реализмом в Черновцах была поставлена трудная задача. С этой точки зрения мало годилось искусство тех лет. Оно лишь косвенным образом отражало суть реальной жизни и во всяком случае отражало эту жизнь лишь частично, неадекватно. Но с точки зрения самостоятельного художественного мира, существующего по собственным художественным правилам, такое искусство годилось вполне. Это искусство предпочитает не столько саму жизнь, а социальные идеалы, укоренившиеся в общественном сознании этих лет и воплощенные в эмоциональной художественной форме. В этой программе осознавалась, переживалась и утверждалась характерная идея времени - осуществляемость и осуществленность социалистического идеала, дающего людям право на радость и счастье не где-нибудь в райских кущах, а на той земле, где они живут, и не когда-нибудь в будущем, а уже сегодня, сейчас. Искусство тех лет в Черновцах во что бы то ни было ищет зримые приметы реально и нереально осуществляемых идеалов, оснащает этими убедительными или выдуманными приметами образ героя.
Эти новые качества образа героя свойственны не только искусству Черновцов. Мы имеем все основания говорить о них как о международной тенденции демократического, социалистического искусства, которое в своем целом переживает идейную и стилевую эволюцию.
yrles.ru
|