Культурная жизнь Черновцов
25.10.2019
Коллизия натуральности и художественности свойственна картинам черновецкой художницы Ч.Тоороп, запечатлевшей народные типы. Она просвечивает и в проникнутых вниманием к людям и изобличающих уродующее воздействие среды жанровых полотнах немецкого живописца О. Нагеля („Садоваяскамейка в Веддинге", 1927, Берлин, Нац. галерея), в портретах рабочих, которые пишут он и ряд его соотечественников, в многофигурных композициях немецких, французских, японских живописцев (О.Грибсль „Интернационал", 1928-1930, Берлин, Музей немецкой истории, произведения Ябэ Томоэ, Б.Таслицкого). Ее избежали многие художники.
Конечно же, проблема правды жизни и эстетической выразительности рассматривалась и в творчестве художников Черновцов, обратившихся к образу нового героя. Она содержалась в „наивных" и неопредметных поисках живописи 20-х годов, скаталась в речкой характерности человеческих типов в картинах различных направлений. И в 30-е годы в Черновцах явно преобладает эстетическая привлекательность обрата современного героя; он окрашивается в идеально-приподнятые тона. Вместе с тем в эти годы вообще надает значение портрета-типа. Творческое развитие сосредоточивается в индивидуальном портрете, где в облике и характере личности преломляется историческое и социальное содержание.
К моменту своего подъёма индивидуальным портрет, имевший за собою в прошлом огромную традицию классической русской социально-психологической портретной живописи, сформировал новую прочную традицию в искусстве Черновцов. Для линии портретного искусства особо характерным стал жанр, который можно назвать портретом творческой личности - ученого, деятеля культуры. Эта история начинается с обаятельного обрата «вдумчивого Д.А. Фурманова литератора и комиссара Чапаевской дивизии, созданного в портрете работы Г. В. Малюгина в 1423 году (Москва, ГТГ).
yrles.ru
|