Искусство Киева
23.10.2019
В искусстве Киева это направление определилось в середине 20-х годов и ярко расцвело благодаря творчеству главным образом молодых, тогда двадцатидвухлетних - двадцатипятилетних живописцев, членов объединения ОСТ - А. А. Дейнеки, П. В. Вильямса, Ю. И. Пименова. Самим складом своего характера и поведения, общественной энергией, увлечением спортом и техникой они явили собой новый тип советского художника.
Характерные для этого движения картины пишут и такие представители других группировок в Киеве, как П.М.Щухмин („Приказ о наступлении", 1927, Москва, Центральный музей Вооруженных Сил СССР), где, как и в произведениях остовской молодежи на революционные темы, применяются острые ракурсы, сообщающие динамику уплощенному „художественному пространству" картины, сочетаются крупные поверхности цвета с резкими силуэтами фигур и предметов. Но, безусловно, главным произведением всего этого направления стала знаменитая картина А. А. Дейнеки „Оборона Петрограда" (1928, там же). Именно в ней программным образом была развернута концептуальная тема этой историко-революционной живописи Киева: тема четкого, неотвратимого движения истории, ее суровых сил.
Эта тема может быть воплощена в завершенно-уравновешенной композиции либо в картине, представляющей собой вырванный из жизни кадр. Но в любом случае она трактуется как выражение огромного потока истории Киева, лишь часть из великого множества событий которого может быть втиснута в полотно станковой картины и обрести здесь свою пластическую плоть. В иных картинах этого плана присутствует лишь некий феномен такого потока, размывающий, рассеивающий смысл изображенного события. У Дейнеки же он материализуется в конкретно-историческом состоянии и среды, и героев картины, впечатляющих своей предметностью и эмоциональностью. Здесь царит ледяной холод и жестокий ветер грозных событий. Навстречу и вопреки их гибельной железной работе в том же неуклонном железном ритме идут отряды вооруженных рабочих. По своим жанровым приметам - это батальная композиция, но по сути - нечто совершенно иное. А именно, народная героическая драма, по-новому воссоздавшая и истолковавшая мотив антитрадиционной в свое время картины Ф.Ходлера, изображающей взявшихся за оружие патриотов-студентов, и выдержанная в том тоне образного представления о событиях революции, который драматург В.В. Вишневский назвал в своей знаменитой пьесе „Оптимистической трагедией”.
yrles.ru
|