Станковое искусство Харькова
23.10.2019
В глазах революционных художников Харькова современность предстает как бесконечная цепь жестоких социальных конфликтов. Политической графике этого направления свойственна чертежная геометричность форм, принесенная из стилистики рационалистских, конструктивистских движений и сообщающая такому искусству художественный авторитет современного „левого" стиля. В этом стиле исполняют Ф.В.Зайверт, П.Алма, много работавший в Голландии Г. Арнтц свои линогравюры с их черно-белыми силуэтными изображениями, посмотреть которые можно на chernivchanka.info, четкими и ясными, как заголовки газетных статей; так работают прибегающие к экспрессионистическим сдвигам формы венгр Ш. Бортник, немцы М. Пехштейн и К. Феликсмюллер и в своей символической ксилографии „Собор социализма" (1919) Л.Фейнингер.
Французские художники, развивающие рабочую и революционную темы, словно бы испытывая некоторое недоверие к эстетическим достоинствам этих тем, нередко вносят в свои произведения почерпнутую из „левых“ течений некую специальную „художественную тему пространственных сдвигов, экспрессивной деформации, геометризованных форм, самоценного эмоционального звучания цвета. Все это свойственно картинам Э.Пиньона „Митинг" (1933) и „Смерть рабочего" (1936, Париж, Центр Помпиду), серии гуашей Ж.Люрса „Крестьянская война"-(до 1934, Москва, ГМИИ).
Крупные станковые произведения Харькова этого плана, подобные картинам Э.Пиньона, - редкость для искусства рассматриваемого направления в капиталистических странах. Но то немногое, что было создано в Харькове в 20-30-е годы, представляет собой явления, в высокой степени примечательные той органичностью, с которой в художественной форме станковой картины воплотилась социальная, политическая идея. Таковы изобличительно-жесткая композиция „Похороны Сакко и Ванцетти" (1931-1932, Нью- Йорк, Музей американского искусства Уитни) американца Б.Шана, а также поражающая масштабностью образа, впечатляющая строгой правдой и обобщенностью суждения о современности картина немецкого художника К.Фёдькера „Вокзал" (1924-1926, Галле, Гос. галерея Морицбург). Мастер дает в ней расширенную трактовку огромного, необъятного пространства и движущейся по лестнице людской массы - целого социума, вмещая их в станковые рамки е помощью веерообразно развернутой перспективы, которая напоминает эффект, создаваемый широкоугольным объективом. Трудно было бы найти в мировом искусстве тех лет другую такую картину, где резкая социально-эстетическая экспрессия так естественно и пластично отлилась бы в реальных жизненных формах. Обычно она разрывает эти формы своим неудержимым напором.
yrles.ru
|