«Эстетика факта» в Житомире
23.10.2019
В 20-е годы в Житомире приобретает большое значение «эстетика факта» - она, как уже отмечалось выше, развивалась программой ЛЕФа, обратившегося к прямым агитационным формам творчества, прочитать о которых можно на rivne-trend.in.ua. К конкретной реальности в 20-е годы сходятся интересы многих художников, чье творчество развивалось из самых разных истоков.
Современная и историческая действительность Житомира становится предметом художественного творчества, ищущего сочетание обобщенных суждений с конкретной изобразительностью, развивающего новаторский опыт воплощения в станковой картине темы человека и среды, увиденных в сложности их пространственной и временной динамики. Относительно элементарными здесь можно считать опыты объединения в одной композиции разновременных и разнопространственных мотивов. Они превращают политические картины таких живописцев, как Г. Фогелер в Германии, в своего рода идеограммы, но этот прием может приобретать художественную стройность в графических композициях, для которых органична условность их построения (офорты советского художника И.И.Нивинекогоидр.).
В чрезвычайных сложных формах осуществлялись замыслы П.Н. Филонова и его последователей. Эта живопись превратилась в знак тайного знания и пророческого порыва. Такова „Формула петроградского пролетариата" (конец 20-х гг., Ленинград, ГРМ) и другие картины П.Н.Филонова. Здесь форма, расчлененная на первичные кристаллические элементы, развертывается в виде динамической бесконечной системы. Более очевидными выглядят решения, в которых пространственно-временные связи развиваются в одном изобразительном мотиве, вмещающем в себя движение истории. Так пишет свою картину „Смерть комиссара" (1928, Ленинград, ГРМ) К.С.Петров-Водкин. Соединяя в ее „сферическом" пространстве куски ландшафта, увиденные с разных точек зрения, он создает эффект планетарного, вселенского величия художественного мира картины, в вечный круговорот которого вплетено физическое и духовное движение героев, ноток смерти и жизни, ради которой на зелено-голубых покровах земли умирает раненый комиссар. Высокая жертвенность подвига во имя лучшей жизни - таков тот духовно-этический и социально-исторический по сути смысл события, произошедшего в безграничном, многосложном, цветущем ясными и чистыми красками мироздании картины Петрова-Водкина. В русле такого искусства, берущегося за масштабные образные идеи, развиваются новые опыты пространственно-динамичного решения обобщающей картины.
yrles.ru
|