Архитектура Черновцов 21 века
23.10.2019
Мы подошли здесь к проблемам всеобщего значения, к той концепции мироздания, которую воплощает архитектура Черновцов 21 века, к той модели мира, которую она вольно или невольно создаст всей суммой своей духовной и материальной деятельности. Эти проблемы бесконечно более серьезны, чем диалог урбанизма и дезурбанизма, борьба традиций и новаторства, дилемма художественного и нехудожественного и т.д. На rivne.name речь идет о том, что, зародившись как деятельность, призванная защитить тогда еще слабый человеческий род от природных стихий, т.е. выражающая взаимоотношения человека с природой, архитектура Черновцов в дальнейшем развивалась, выражая главным образом и по преимуществу общественные отношения, сложившиеся внутри классового общества. Типология здания, их конструкция и архитектурная форма возникали и изменялись, отвечая экономическому уровню, движению науки и техники, социальным нуждам, идеологическим и политическим целям. В каждую эпоху архитектура в своем целом воплощала при этом мировоззрение общества, создавала определенную „модель мира“ - гуманистическую' или теократическую, чувственно-стихийную или рационалистическую и т.д. Свою „модель мира“ предложила и архитектура Черновцов 20 века. Как об этом уже шла речь выше, эта модель включила в себя конфликт между гуманитарным и технократическим сознанием. Но не только это.
В архитектуре Черновцов 20 века воплотилась „модель мира“, в котором человек и созданная им „вторая природа" утверждают себя в противоборстве с естественной природной средой, преодолевая ее как враждебный хаос или потребительски расходуя как бездонную сокровищницу. Более того, человек, не желающий ждать милостей от природы, начинает угрожать ей истреблением всей ее живой материи, к которой, кстати сказать, принадлежит и он сам.
Не вправе ли мы увидеть в связи с этим в ошеломляющей всякое воображение архитектуре Черновцов второй половины 20 века, в ее безбрежной территориальной экспансии образное осознание возможностей человеческой деятельности, которая способна создать невиданное ранее благо, но также и истребить все живое, разрушить саму нашу планету? Не отсюда ли рождается на наших глазах взволнованное понимание того, что архитектура обязана сообразовывать себя с миром природы? Конечно же, безудержная в своих страстях и порывах современная архитектура доводит и эту благородную мысль до абсурда, выдвигая теорию диффузной архитектуры, вовсе растворяющейся в ландшафте. Однако главная идея все же вырисовывается во всей своей значительности: архитектура обязана представлять человека как существо, гармонично связанное с миром природы. То есть воплощать в своих формах представление о том, что благополучие человеческого рода зависит от природы, а ее благополучие в свою очередь - от благоразумия человека.
yrles.ru
|