Жанр инсталляции в Полтаве
18.10.2019
Жанр инсталляции в Полтаве — мультимедийной музейной или галерейной презентации, пренебрегающей идеей специфического медиума, — можно интерпретировать как итог этой критики медиум-специфичности, восходящей к дематериализации художественного объекта, концептуализму и Дюшану. В этом смысле инсталляция на poltava-trend.in.ua провозгласила то, что мы называем «постмедиальным состоянием» — характерной особенностью нашей эпохи художественного производства, сменившей эпоху «технической репродукции», о наступлении которой некогда объявил Вальтер Беньямин.
Хотя инсталляция может показаться доминирующей формой искусства последних лет, не все современные художники покорились этому состоянию. Некоторые из них работают с новыми медиумами, делая их основой или носителями своих репрезентаций и часто отсылая к истории этих медиумов, хотя и новых для искусства. Тем самым они по сути возвращаются к форме медиум-специфичности, даже если пути этого возвращения и отклоняются от первоначальной модернистской доктрины Гринберга. Художники наших дней, продолжающие дело подлинного авангарда и сопротивляющиеся постмедиальному состоянию китча, культивируют правила новых индивидуальных медиумов и ищут способы «тематизировать» свои носители (будем называть их «техническими носителями», чтобы отличать от традиционных художественных медиумов), позаимствованные ими из коммерческой продукции — журналистики, кино, анимации или РоwеrРоint-презентаций.
Одним из предшественников этих оппозиционеров постмедиального состояния был Эд Рушей, выпустивший в шестидесятых годах ряд небольших и недорогих книжек с фотографиями стереотипных лос-анджелесских сюжетов: пальмы, плавательные бассейны, автопарковки, бензоколонки. Выбор последнего из них Рушей объяснял так: «Раза четыре или пять в год я ездил назад [в Оклахому, родной город художника] и в какой-то момент почувствовал, что между Лос-Анджелесом и Оклахомой так много пустырей, что кто-то должен сообщить об этом городу. Потом мне пришло в голову название книги — „Двадцать шесть заправочных станций", — и это стало чем-то вроде навязчивой идеи, правилом, которому, как я понимал, мне необходимо следовать». Свои «Парковки» Рушей фотографировал из самолета, что сделало фотографии подчеркнуто плоскими, с пустыми местами для автомобилей, разделенными сеткой белых линий.
yrles.ru
|