Парадоксы дизайна
13.03.2019
Двигаясь в том же направлении, компания «Хувер» наняла профессионального дизайнера Генри Дрейфуса для обновления своей базовой модели пылесоса. Первоначальный вариант по прошествии двадцати лет практически не отличался от изделий других производителей, был очень тяжелым, громоздким и неудобным в использовании. Корпус новой модели «Хувер 150», выпущенной в 1956 году, был изготовлен из магниевого сплава и бакелита, что сделало конструкцию более легкой; плавность линий выделяла пылесос на фоне моделей конкурентов, а гладкое покрытие усиливало ассоциации с чистотой. Дрейфус подчеркивал, что он ставил перед собой цель гармонично соединить все части пылесоса в единое целое. Базовые принципы дизайна «Хувер 150» — использование пластика, малый вес и чистота формы — послужили основой для многих других моделей.
С технической точки зрения новые пылесосы мало чем отличались от своих предшественников, зато внешний вид изменился столь радикально, что все предыдущие модели выглядели устаревшими и архаичными. Производители охотно переходили на новый дизайн: он не только удешевил пылесосы за счет использования менее дорогих материалов, но и облегчил конструкцию, что благотворно сказалось на продажах. Поскольку производители не видели возможности для дальнейшего технического усовершенствования механизма, в стремлении обойти конкурентов они обратили все свое внимание на дизайн, который теперь воплощал и усиливал воздействие всех тех идей, которые давно стали основой их торговой политики и рекламы. В ряде случаев в погоне за новым обликом производители противоречили сами себе. Например, в корпусе модели «Хотпойнт 500» использовалось больше металла, чем во всех предыдущих моделях, и он стал тяжелее. Таковы парадоксы дизайна. Решили заказать партию пылесосов? Склад ответственного хранения возьмет на себя весь спектр услуг по обработке и доставке заказов.
Можно привести массу аналогичных примеров эксплуатации образа чистоты в интересах коммерции: стиральные машины, газовые и электрические плиты, моющие средства. В каждом из этих случаев разработка, дизайн и реклама подчинялись одной цели: создать продукт, предполагающий новый уровень чистоты, достижение которого — одно из стремлений разумного человека. Именно разумность этого стремления, умело переданная средствами дизайна, позволяла выстроить такую политику, которая просто не оставляла другого выбора, кроме как купить продукт.
yrles.ru
|